Понятие норма само по себе относительно, поэтому, говоря о норме по росту или весу, необходимо учитывать многие факторы:

- факторы наследственности;
- для младенцев вид вскармливания;
- наличие или отсутствие индивидуальных особенностей состояния здоровья и так далее.

Первое, на что стоит обратить внимание при определении нормы физического развития, это равномерное и пропорциональное увеличение роста и веса. При этом стоит учесть, что существует два периода жизни ребенка, когда происходит резкий скачок по росту: младенческий (в первые 12 месяцев рост ребенка может увеличиться на 25…30 сантиметров) и период полового созревания, во время которого прибавка по росту может составить около 20…30 см.

Для определения нормы роста и веса существует большое количество специальных антропометрических таблиц и формул, которые основываются на статистических данных за определенное количество времени.

Формулы роста



- для детей до шести месяцев норму роста можно определить по формуле: 66 см минус 2,5 см на каждый месяц до полугода;
- в 6 месяцев рост ребенка можно определить так: к 66 см прибавьте 1,5 см на каждый месяц после полугода;
- до четырех лет формула следующая: 100–8*(4 – возраст в годах);
- после 4 лет можно использовать формулу: 100+68*(возраст в годах - 4).

Центильные таблицы



Всемирной организацией здравоохранения разработаны специальные таблицы, которые содержат в себе статистические данные по основным параметрам развития, такие как рост, вес и окружность головы ребенка. В этих таблицах группы по вертикали составляют возрастные коридоры, или «центили». Все данные условно поделены на семь интервалов, отражающих норму и отклонения от нее:

- нормальными показателями являются параметры, располагающиеся в группах «средние», «ниже среднего» и «выше среднего»;
- при попадании замеров в группы «низкие» и «высокие» следует понимать, что эти характеристики физических данных характерны для меньшей части детей и могут быть отнесены к индивидуальным особенностям ребенка, не связанных с какими либо проблемами со здоровьем;
- данные ребенка, попадающие по значениям в крайние группы «очень низкие» и «очень высокие» свидетельствуют о возможных проблемах и о необходимости обращения за консультацией к специалистам.